Научно-практические метапредметные конференции

Общеобразовательные стандарты второго поколения ориентируют учебный школьный процесс на развитие  метапредметных способностей учащихся. Понятие "общепредметное" содержание образования имеет синонимическую связь и функциональные пересечения с такими понятиями, как "допредметное", "надпредметное", "метапредметное" содержание образования. Терминологические различия определяются аспектом рассмотрения, тем, в какой контекст попадает это понятие. Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной  педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века  в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского  и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.                                                                                                                                                                                                                                                                          Возможности использования метапредметного подхода в обучении  огромны, как при проведении  уроков, так и  при проведении   научно-практических конференций.  Такая форма работы  может выступать в качестве  подведения итогов аналитической и практической деятельности детей. Для определения эффективности такой формы мы используем модульно-уровневый принцип построения и диагностики образовательных систем. Взяв за основу концептуальную модель структуры содержания, способы и результаты педагогического процесса в системе дополнительного образования, составленную В.А. Горским в русле идей И.Я. Лернера, М.И. Скаткина на основе различного содержания социального опыта и результатов его освоения, выделим составляющие образовательного процесса:

  • опыт освоения знаний, результат освоения   опыта – новые знания;
  • опыт практической деятельности, опыт освоения предметного содержания самостоятельной деятельности, результат освоения – мастерство и опыт эмоционально-ценностных отношений в этой практической деятельности, результат освоения – ценностный;
  • опыт развивающей, творческой деятельности, результат освоения опыта – способности к научной работе.

Исходя из этой модели, один из образовательных компонентов  формируется на основе опыта углубленного освоения  знаний – обучающий модуль (или учебный).

Другой образовательный модуль охватывает опыт освоения предметного содержания деятельности обучающихся (практическую деятельность, самостоятельность детей). Назовем его практический модуль (или деятельносто-практический).

Следующий – общеразвивающий модуль   включает занятия, развивающие способности обучающегося. Это надпредметный, метапредметный модуль. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты  уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных философских и общепредметных  дисциплин; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В условиях социально-экономических перемен  важное значение для будущей успешной профессиональной деятельности учащихся  имеют не только знания в выбранной области, но и умения применять эти знания на практике, в реальной деятельности, а также умения разрешать нестандартные ситуации, работать творчески.  Метод проектов,  лежащий  в основе научно-практических конференций, позволяет формировать все эти навыки.

Он давно описан в научной литературе. Мы также использовали на уроках данный метод.  Так, из интересного интегрированного урока «Свеча в науке и искусстве», включившего в себя, кроме биологии, химии и физики, ещё и литературу,   выросли метапредметные конференции, которые являются частью  проекта «Четыре стихии»: «Таинственная сила воды», «Воздух, ты моя стихия!», «Земля - наш дом», «Гори, гори, моя звезда!», в котором принимают учащиеся 5-11 классов. Школьная конференция по теме  «Таинственная сила воды» была проведена в 2011 году, конференция по теме  «Воздух, ты моя стихия!», была проведена в марте  2012 года, конференция по теме  «Земля - наш дом» состоится в апреле 2013 года.

На уроке «Свеча в науке и искусстве» мы ставили перед учащимися следующие цели:

 Знать:

  • о роли свечи в открытии законов природы;
  • о языковых средствах, используемых в стихотворении Б. Ахмадулиной «Свеча».

Уметь:

          объяснять наблюдаемые физические, химические и биологические явления;

          находить в тексте языковые средства.

При  проведении конференции мы ставим следующие  задачи:

  • активировать творческую, познавательную, интеллектуальную инициативу обучающихся;
  • вовлекать обучающихся в исследовательскую, проектную и иную творческую деятельность в различных областях науки;
  • повысить образовательный уровень и практическую направленность обучающихся в опытнической и исследовательской работе;
  • осуществить отбор лучших работ для участия в областных, всероссийских конкурсах.

На первое место выходит практическая деятельность учащихся, когда ребята сами выбирают интересующие их темы, проводят теоретические и практические изыскания, делают обобщения и выводы, готовят презентацию своей работы.

Конференции  «Таинственная сила воды»  и «Воздух, ты моя стихия» носили метапредметный характер и рассматривали воду  и воздух как объект исследования с точки зрения физики, химии, биологии, географии и литературы. Мы использовали метод проектов, так как считаем, что он наряду с другими типами творческих работ способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, формирует критическое и творческое мышление, умение работать с информацией в различных знаковых системах.

В ходе конференций учащиеся представляли свои проектные работы. Все работы включали в себя  информационно – аналитическую и практическую часть. Учащиеся самостоятельно выращивали кристаллы из разных растворов, фотографируя их на различных стадиях роста, исследовали влияние разных составов воды на рост и декоративные свойства растений, рассматривали атмосферу Земли с различных точек зрения,  анализировали стихотворения японских поэтов, не обошли вниманием проблему экологии города. 

Наиболее запоминающимися были признаны следующие проекты: «Декоративное изменение цвета растения под воздействием внешних факторов»,  «Вода в японской поэзии»,  «Удивительные свойства воды»,  «Загадочный мир кристаллов»,  «Декоративное изменение растения под действием разных типов воды»,  «Удивительные свойства крещенской воды»,  «Проблема истощения и загрязнения пресной воды»,  «Атмосферные явления»,  «Электромагнитные атмосферные явления: молнии и северное сияние», «Тайны городского снега»,  «Ветер во фразеологизмах».  Слушатели в зале также являлись активными участниками конференции: задавали вопросы, участвовали в обсуждении представленных работ.

Подобные  конференции направлены на развитие познавательных процессов, тесно связанных с интеллектуальными способностями учащихся, а именно: восприятия, внимания, мышления, памяти, на усвоение знаний.

Ученики 9 класса Бесчётнов Серафим и Коротков Владимир  с проектом «Тайны городского снега»,  который был представлен на конференции, стали лауреатами   на окружном конкурсе «Ты – человек! И ты за всё в ответе!».

При подготовке к конференции учениками продуктивно были использованы современные информационно – коммуникативные технологии. В ходе конференции использовалась интерактивная доска, позволяющая работать с мультимедийным оборудованием не только как с аудиовизуальным иллюстративным средством, но и дающая возможность использовать данное оборудование как динамическое средство обучения, моделировать логические построения, необходимые для усвоения знаний. Докладчики получили опыт выступления перед большой аудиторией и ещё раз отработали создание презентаций в программе Power Point.

Нам было очень важно, чтобы проекты затрагивали различные предметные области, так как знания учащихся имеют мозаичную структуру, построенную из предметных фрагментов, однако окружающий мир не разложен на подобные кусочки, а имеет целостную структуру.

 Когда один и тот же объект рассматривается с разных точек зрения, происходит усвоение общих законов диалектики, у ребят формируется целостная картина мира. 

Таким образом, научно-практические метапредметные конференции проходят сквозной линией через все учебные предметы (образовательные области) и призваны объединить их в единое, целостное содержание, получая всякий раз новое конкретное преломление.