Генетика
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
1900 –официальный год рождения генетики, так как в этом году Г. де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак переоткрыли законы Г. Менделя. (1865 г. «Опыты над растительными гибридами»)
- Методы генетики:
- Гибридологический (метод Менделя)
- Гибридизация, скрещивание особей с альтернативными признаками
- Анализ проявления у гибридов только исследуемых признаков, без учёта остальных
- Строгий количественный учёт гибридов, различающихся по исследуемым признакам (высота стебля, окраска семян, форма семени, окраска плодов, форма плодов, окраска цветков, положение цветков).
- Цитогенетический – изучение хромосомного набора (кариотипа) – количества, формы, размеров хромосом.
- Генеалогический – метод родословных – изучение наследования признака у человека в ряду поколений.
- Близнецовый – изучение проявления признаков у однояйцевых близнецов с оценкой роли внешней среды в реализации действия генов.
- Математический – количественный учёт наследования признаков.
- Биохимический – изучение нарушения обмена веществ, возникающих в результате генных наследственных изменений.
- Онтогенетический – изучение действия генов в процессе индивидуального развития организма, выявление присутствия рецессивных генов в гетерозиготном состоянии.
- Популяционно – статистический – определение частот встречаемости генов в популяциях.
- Терминология
- Альтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастные
- Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой нужно установить с особью, гомозиготной по рецессивному гену;
- Аутосома - любая парная хромосома, не относящаяся к половым хромосомам в диплоидных клетках. У человека диплоидный хромосомный набор (кариотип) представлен 22 парами хромосом (аутосом) и одной парой половых хромосом (гоносом).
- Второй закон Менделя (правило расщепления) - при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.( расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1);
- Гамета - половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары
- Ген- участок молекулы ДНК (в некоторых случаях РНК), в котором закодирована информация о биосинтезе одной полипептидной цепи с определенной аминокислотной последовательностью;
- Геном - совокупности генов, заключённых в гаплоидном наборе хромосом организмов одного биологического вида;
- Генотип - совокупность генов, локализованных в гаплоидном наборе хромосом данного организма. В отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид (ещё отличием генотипа от генома является включение в понятие "геном" некодирующих последовательностей, не входящих в понятие "генотип"). Вместе с факторами внешней среды определяет фенотип организма;
- Гетерозиготные организмы – организмы, содержащие различные аллельные гены;
- Гомозиготные организмы – организмы, содержащие два одинаковых аллельных гена;
- Гомологичные хромосомы - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов;
- Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, отличающихся по двум признакам;
- Закона Моргана - гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т. е. наследуются сцеплено;
- Закон чистоты гамет - при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют законом чистоты гамет
- Кариотип - совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).
- Кодоминирование – вид взаимодействия аллельных генов, при котором в потомстве появляются признаки генов обоих родителей;
- Комплементарное, или дополнительное, взаимодействие генов – это такое взаимодействие генов, когда в результате которого появляются новые признаки;
- Локус - участок хромосомы, в котором расположен ген.;
- Моногибридное скрещивание – скрещивание организмов, отличающихся по одному признаку (учитывается только один признак);
- Неполное доминирование – неполное подавление доминантным геном рецессивного из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных;
- Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения) - при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
- Плейотропность (множественное действие гена) - - это такое взаимодействие генов, при котором один ген, влияет сразу на несколько признаков;
- Полимерное действие генов - это такое взаимодействие генов, когда чем больше в генотипе доминантных генов из тех пар, которые влияют на этот количественный признак, тем сильнее он проявляется;
- Полигибридное скрещивание - скрещивание организмов, отличающихся по нескольким признакам;
- Сцепленное с полом наследование – наследование гена, расположенного в половой хромосоме.
- Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга (соотношение этих фенотипических вариантов таково: 9 : З : З : 1);
- Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков какого-либо организма;
- Чистые линии – организмы, не скрещивающиеся с другими сортами, гомозиготные организмы;
- Эпистаз — это такое взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявления другого, неаллельного ему.
Моногибридное скрещивание.
Моногибридное скрещивание – это скрещивание по одной паре признаков.
I закон Менделя или Закон единообразия гибридов первого поколения.
При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (особи с однородной совокупностью генов, гомозиготные), отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все F1 единообразно и несёт признак одного из родителей. |
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200400407
Правила, помогающие в решении генетических задач.
Генетика по праву занимает одно из центральных мест в курсе общей биологии, изучаемом в старших классах. По мнению одного из современных генетиков, Ф. Айалы, «генетика – это сердцевина биологической науки, любой факт в биологии становится понятным лишь в свете генетики; лишь в рамках генетики разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмыслено как единое целое». Традиционно одним из неотъемлемых этапов изучения генетики является решение задач, без которых генетика потеряла бы значительную долю своей привлекательности и уникальности.
Именно генетические задачи помогают не только лучше понять главные законы наследственности, но и дают дополнительные возможности, тренировки логического мышления.
P – родительские особи (от лат.parentes – родители).
F1 – особи первого поколения гибридов ( от лат. fillii – дети).
F2 - особи второго поколения гибридов.
G – гаметы.
ABC – доминантные аллели.
abc – рецессивные аллели.
Aa – аллельные гены окраски.
Bb – аллельные гены поверхности.
AA – доминантная гомозигота.
aa – рецессивная гомозигота
Aa – гетерозигота при моногибридном скрещивании.
AaBb – гетерозигота при дигибридном скрещивании.
Cуществует ряд правил использования генетической символики.
|
|
|
|
|
|
При изучении работ Г. Менделя обратите внимание на причины успеха его опытов и наблюдений. Положительные результаты его опытов обеспечили следующие предпосылки: применение гибридологического метода, наблюдение за одной парой альтернативных признаков, которые оказались несцепленными, самоопыляемось растений гороха. Все это дало возможность ученому наблюдать за передачей наследуемых признаков у нескольких поколений, при этом признаков было мало и все они были под контролем. Помнтье, что Г. Мендель установил закономерности наследования, а не наследственности. Признаки, передающиеся от поколения к поколению, он назвал наследственными зачатками, так как о гене тогда еще не существовало понятия.
Таблица 1. Законы и закономерности генетики
Название |
Автор |
Формулировка
|
Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон) |
Г. Мендель, 1865 г. |
При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки – оно фенотипически единообразно
|
Закон расщепления (второй закон) |
Г. Мендель, 1865 г |
При самоопылении гибридов первого поколения в потомстве рпоисходит расщепление признаков в отношении 3:1 – образуются две фенотипические группы (доминантная и рецессивная)
|
Закон независимого наследования (третий закон) |
Г. Мендель, 1865 г |
При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает и ними разные сочетания. Образуются четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1
|
Гипотеза частоты гамет |
Г. Мендель, 1865 г |
Находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в них в чистом виде
|
Закон сцепленного наследования |
Т. Морган, 1911 г. |
Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого расщепления
|
Закон гомологических рядов наследственной изменчивости |
Н.И. Вавилов, 1920 г. |
Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости |
- Общие рекомендации по решению задач
3.1. Условные обозначения,
принятые при решении генетических задач:
Символ ♀ обозначает женскую особь,
символ ♂ — мужскую,
х — скрещивание,
А, В, С — гены, отвечающие за доминантный признак,
а, b, c — ген, отвечающий за рецессивный признак
Р — родительское поколение,
Г – гаметы,
F1 — первое поколение потомков,
F2 — второе поколение потомков,
G – генотип
G (F1) – генотип первого поколения потомков
ХХ – половые хромосомы женщины
ХY - половые хромосомы мужчины
ХА – доминантный ген, локализованный в Х хромосоме
Xa – рецессивный ген, локализованный в Х хромосоме
Ph – фенотип
Ph (F1) – фенотип первого поколения потомков
3.2. Алгоритм решения генетических задач
- Внимательно прочтите условие задачи.
- Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).
- Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
- Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
- Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
- Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
- Запишите ответ на вопрос задачи.
(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)
3.3. Оформление задач
- Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
- Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
- При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).
- Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают А_вв).
- Под генотипом всегда пишут фенотип.
- У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество
верная запись неверная запись
♀ АА ♀ АА
А А А
8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
10. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
IV. Примеры решения генетических задач
4.1. Моногибридное скрещивание
1. Условия задачи: У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Ответьте на вопросы:
- Сколько типов гамет образуется, у женщины, мужчины ?
- Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
- Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
2. Запишем объект исследования и обозначение генов:
Дано: Объект исследования – человек
Исследуемый признак – длина ресниц:
Ген А – длинные
Ген а – короткие
Найти: Количество образуемых гамет у ♀, ♂; Вероятность рождения ребенка с длинными ресницами; G (F1 ), Ph (F1 )
- Решение. Определяем генотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит, его генотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип женщины — Аа. Генотип ее супруга — аа, так как он с короткими ресницами.
- Запишем схему брака
Р ♀ Аа X ♂ аа
Г А а а
F1 Аа; аа
Фенотип: длинные короткие
- Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фенотипу тоже будет 1:1, одна половина детей (50%) будет с длинными
ресницами, а другая (50%) — с короткими. - Ответ: - у женщины 2 типа, у мужчины 1 тип; вероятность рождения ребенка с длинными ресницами 50%, с короткими – 50%; генотипов среди детей – 2 типа
Для преодоления трудностей в решении задач по генетике помогут общие рекомендации и удобная последовательность действий при решении задач. |
|
|
|
|
|
|
|
Для преодоления трудностей в решении задач по генетике помогут общие рекомендации и удобная последовательность действий при решении задач.
Запись условия задачи включает несколько последовательных этапов.
- Выделить в тексте задачи обозначения аллельных генов, указать их фенотипическое проявление. В том случае, если буквенные обозначения доминантного и рецессивного генов не указаны, ввести их самостоятельно (любые буквы латинского алфавита, доминантный ген – заглавная, рецессивный ген – строчная). При решении задач, предполагающих определение доминантного и рецессивного признака в процессе решения, в условии задачи указываются только фенотипы особей.
- Определить генотипы особей, участвующих в скрещивании, используя всю информацию, имеющуюся в условии задачи. (Внимание! В большинстве случаев доминантная гомозигота и гетерозигота имеют одинаковый фенотип.) При записи генотипа особи указывают только гены, не вызывающие сомнений. На месте гена, определить который по условию задачи невозможно, ставится прочерк (А -).
- Всю полученную информацию внести в раздел «Дано».
- Внимательно прочитать все вопросы задачи, определить их количество и суть каждого вопроса. Используя генетическую символику, записать в краткой форме все вопросы задачи в раздел «Найти», пронумеровав их.
Основные этапы решения обратной задачи
Очевидно, что основные отличия коснутся в этом случае этапа Решение задачи
1. Записать схему скрещивания родительских особей (первым записывается генотип женской особи, вторым – мужской), под генотипами особей подписать их фенотипы. На месте гена, определить который по условию задачи невозможно, ставится прочерк (А -). |
2. Проанализировать генотип и фенотип потомков для определения генотипа родительских организмов. Особое внимание при этом следует обратить на расщепление по генотипу и фенотипу среди потомков. |
3. Переписать схему скрещивания, восстановив пробелы. |
4. Решить задачу обычным способом, проверив правильность рассуждений. |
5. Обратную задачу, особенно на начальных этапах работы, можно решать также путем подбора. Для этого необходимо выписать все возможные варианты скрещиваний и выбрать тот, который удовлетворяет условию задачи. |
Сцепленное с полом наследование
В задачах на сцепленное с полом наследование гены, определяющие развитие рассматриваемых признаков, лежат в половых хромосомах. Среди задач на сцепленное с полом наследование также можно выделить прямые и обратные задачи.
Признаки данного типа задач:
- в задаче рассматривается наследование одной или более пар признаков;
- хотя бы одна пара аллельных генов расположена в половых хромосомах (сцеплены с полом)
Особенности решения
1. При решении задач данного типа следует придерживаться последовательности действий, перечисленных в разделе «Общие рекомендации». Тем не менее, задачи на сцепленное с полом наследование имеют ряд специфических особенностей.
2. Один пол организма является гетерогаметным, другой – гомогаметным. Если информация об этом отсутствует в условии задачи, необходимо воспользоваться справочными таблицами.
3. Гомогаметный пол образует один тип гамет, гетерогаметный – два. Например, у человека ♀ XX → X; ♂ XY → X, Y.
4. Запись генотипа организма производится следующим образом: указывается пол организма, половые хромосомы, обозначение гена служит верхним индексом хромосомы, в которой он расположен. Например, ♀ XАXа ♂ XАY.
5. При решении задач на наследование признаков, гены которых локализованы в аутосомах и половых хромосомах, сначала записываются аутосомные гены, затем гены, локализованные в половых хромосомах. Например, АаXВ Xb , аа XbY
Опыт показывает, что и этого бывает не достаточно, тогда прибегаем к простым правилам, облегчающие решение генетических задач.
Правило первое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготные.
Правило второе. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
Правило третье. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление призаков на три фенотипические группы в соотношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
Правило четвертое . Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.
Правило пятое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношениях 9:3:4, 9:6:1, 9:7, 12:3:1, 13:3, 15:1, то это свидетельствует о явлении взаимодействия генов; при этом расщепление в отношениях 9:3:4, 9:6:1 и 9:7 свидетельствует о комплементарном взаимодействия генов; а расщепление в отношение 12:3:1, 13:3, 15:1 – об эпистатическом взаимодействии.